Пиратство в Черкесии
Часть II
Активность морских походов черкесов наблюдалось и в римскую эпоху. Корнелий Тацит сообщает о восстании бывшего раба адыго-абазгского происхождения Аникета, сделавшего карьеру в римской армии. В своей «Истории» он пишет:
«В Понте неожиданно взялся за оружие раб, варвар, некогда командовавший царским флотом, - отпущенник Полемона - Аникет.
Прежде он пользовался большой властью в этой стране; когда же она сделалась римской провинцией, принялся с нетерпением ожидать переворота. Он привлек на свою сторону пограничные с Понтом племена, пообещал им дать возможность пограбить и во главе значительных сил неожиданно ворвался в Трапезунд.
Аникет сжег римские суда, забросав их горящими факелами, и стал полновластным хозяином на море… Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти называются у них камары, борта их расположены близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется; варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами; когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладываются доски, образующие что-то вроде крыши, и защищенные таким образом барки легко маневрируют. Грести на них можно в любую сторону, так что могут с полной безопасностью причаливать к берегу и одним, и другим концом».
С. Хотко, составивший исторический экскурс черкесского пиратства с античных времен до периода Черкесской войны, отмечает, что и в средние века «абхазо-адыги продолжали контролировать северо-восточный сектор Черного моря, а традиция пиратства усердно культивировалась всеми приморскими общинами».
На период позднего средневековья и начало нового времени приходится наибольшее количество сообщений о пиратстве абазов и адыгов. В этот период (XII –XVII) флотам генуэзцев, венецианцев и османов приходилось часто иметь дело с пиратскими нападениями черкесов. Торговля самой большой генуэзской колонии в бассейне Черного моря – Каффы терпела большие убытки из-за местных пиратов.